Вы сейчас находитесь здесь:Главная»Детская психология»Нарушения развития »Детские страхи и причины их появления

Как стать Знатоком?
Мой ежедневник
Я ПРИНИМАЮ:

ежедневно
Краснодар

10.10-11.10
Тихорецк


Голосование
busyЗагрузка опроса...

Детские страхи и причины их появления

Оценить
(8 голоса)

Детские страхи - очень глубокие переживания детства.

СТРАХ - специфическое острое эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях угрозы, действительной или воображаемой опасности, направленной на человека. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным опасным для существования действием, страх возникает при их предвосхищении.  Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникает состояние тревоги. ТРЕВОГА — это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности. Тревога, в отличие от страха, не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребенок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Тревожность различают как эмоциональное состояние и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым интенсивным переживаниям состояния тревоги.

Таким образом, человек, находящийся в состоянии безотчетного, неопределенного беспокойства, ощущает тревогу, а человек, боящийся определенных объектов или мыслей, испытывает страх.

Если страх связывается с широким кругом объектов, мыслей или ситуаций, он может стать фобией (навязчиво возникающие состояния страха). В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия).

Детские страхи очень часто становятся взрослыми неврозами.

Возрастная динамика страхов

Условно страхи можно разделить на две большие группы: врожденные (возрастные) и приобретенные. Страхи, названные врожденными, сопровождают определенный возрастной период развития.

Врожденные страхи

На каждом из этапов своего развития дети испытывают страхи, которые различны для разных возрастов.

  • От рождения до 6 месяцев малышей способен напугать:

- любой громкий и неожиданный шум;

- любое быстрое движение со стороны другого человека;

- падение и потеря физической поддержки;

- опоры.

  • От 7 месяцев до года малыша пугают:

- определенные громкие звуки (например, шум пылесоса);

- практически любые незнакомые люди;

- раздевание, одевание и смена обстановки;

- высота;

- отверстие стока в ванной и душе.

  • Дети от 1 года до 2 лет могут бояться:

-  разлуки с родителями;

- незнакомых людей, травм;

- засыпания и самого сна из-за ожидания ночных кошмаров.


  • Источником страхов детей до 3 лет являются:

-  отвержение со стороны родителей;

-  незнакомые ровесники;

- смена обстановки;

- изменение порядка жизни;

- угрожающие и непонятные объекты большого размера;

- краны;

-  большие машины.

  • Дети с 3 до 4 лет начинают бояться:

-  темноты (именно в темноте ребенок  проецирует свои дневные страхи);

- одиночества;

- замкнутого пространства.

  • В 6-7 лет появляется страх смерти.

Именно в этом возрасте у ребенка формируется чувство времени и пространства, появляется концепция жизни, он понимает, что жизнь не бесконечна, что люди рождаются и умирают, и это касается и его семьи. В этом возрасте дети довольно часто переживают первую семейную утрату — постепенно уходит из жизни старшее поколение.

  • 7-8-летние дети боятся:

-  вызвать неодобрение со стороны родителей;

- не соответствовать пожеланиям и ожиданиям значимых взрослых.

  • Дети с 8 лет больше всего боятся смерти родителей.

Норма «протекания» страха составляет 3-4 недели. Если страх не ослабевает и не проходит, то, возможно, его уже стоит рассматривать как невроз.

Приобретенные страхи

Для того, чтобы предупредить страх, необходимо знать, какие страхи и по каким причинам возникают.

• Первая причина - это некое вполне конкретное событие, случай, реально произошедший с ребенком. Например, ребенок боится заходить в лифт (или в другое замкнутое пространство), потому что в нем ранее застревал, испытав при этом ощущение беспомощности, страха, ужаса.

• Страх может быть связан с объектами, лицами. Сюда относятся страхи отрицательных персонажей и "нехороших" людей. Такого рода страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то проходят сами собой.

• Третья причина - это запугивание в воспитании - внушённые страхи.

• Дети-дошкольники из конфликтных семей более часто, чем их сверстники боятся животных, природных стихий, заболеваний, смерти, им чаще снятся кошмары.

• Дополнительные источники страхов - СМИ. Обращайте внимание на то, какую информацию ребенок получает из средств массовой информации, что он видит в новостях, как реагирует.

• Рядом с телевидением стоит литература. Чем меньше возраст ребенка, тем большее впечатление производит на него чтение.

Говоря о детских страхах и их проявлениях, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста. С 12 лет количество страхов должно сокращаться. Нормальный ребенок к 16–18 годам не должен испытывать подобных страхов.

Появлению разнообразных страхов могут способствовать:


  • отсутствие разнообразных игр (подвижных, ролевых и др.) особенно среди сверстников;
  • гиперсоциализированная материнская забота. Это излишне строгая мать, запреты и ограничения которой диктуются по большому счету ее тревогой, стремлением предопределить образ жизни ребенка по заранее составленному плану. Упорядочивая жизнь ребенка, ставя его в строжайшие рамки, мама тем самым понижает свою тревогу. Во всем ограничивая, мама, почти приказывает сделать что-либо строгим голосом, заставляет все планировать наперед. Эмоционально холодная мама вызывает беспокойство у эмоционально-чувственных детей. А вечное планирование у ребенка формирует детские страхи перед всем неизвестным: деятельностью, местом, людьми, спонтанностью. За своей холодностью чаще всего «мамы и папы» прячут внутренний страх перед свободным развитием жизни ребенка, перед ошибками, которые они могут совершить;
  • гиперопекающая мать (родители). Если всегда и во всем оберегать, опекать ребенка, подавлять его самостоятельность, стараться предвидеть любое его действие, таким образом бессознательно закладывая у ребенка мысль: мама (и папа) все время меня охраняют и защищают, так как мир очень опасный и страшный! И этого мира, следовательно, надо бояться. Гиперопекающие матери всегда тревожны. Очень часто, сами того не замечая, они создают у ребенка кучу страхов. Тревожная мама передает часть своей тревоги ребенку еще в утробе. Чем большим количеством правил насыщен быт семьи, тем выше в ней тревога, и тем охотнее формируются детские страхи. Все хорошо в меру;
  • конфликтные отношения родителей (особенно характерно для дошкольников) способствуют зарождению разнообразных страхов. Детские страхи (неважно какие) являются эмоциональной реакцией на ссоры в семье;
  • состав семьи. В неполных семьях число страхов у детей дошкольного возраста выше, чем у детей из полных семей. В этом возрасте дети особенно чувствительны к разрыву отношений между родителями;
  • наличие страхов у родителей, семейных страхов, которые могут «передаваться по наследству» в прямом смысле слова. Особенно при общих особенностях у родителей и ребенка. Например, мама частенько тревожно говорит, как бы между прочим, тяжко вздыхая: “у нас в роду многих съел рак”. Маленький ребенок сначала думает, как рак может съесть человека, а с возрастом приходит понимание, что рак - это онкология. Затем ребёнок вырастает и боится, чаще подсознательно, не признаваясь себе в этом, вырастает ипохондриком (человек, излишне тревожащийся о своем здоровье).

Беспокойство, тревога, страх — такие же эмоциональные неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

 

Название страха

Мальчики

Девочки

3

4

5

6

7

3

4

5

6

7

1. Остаться дома в одиночестве

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

2. Нападения

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

3. Заболеть, заразиться

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

4. Умереть

 

 

 

*

*

 

 

 

*

*

5. Смерть родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Чужих людей

*

 

 

*

 

 

*

 

*

*

7. Потеряться

*

*

 

 

 

*

*

 

 

 

8.Мамы и папы

 

 

*

 

 

 

 

*

*

 

9. Наказания

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

10. Баба-яги, Кощея бессмертного, Бармалея и т.д.

*

*

*

 

 

*

*

 

 

 

11. Страшных снов

 

*

 

*

 

 

*

*

 

*

12. Темноты

*

*

 

*

 

*

*

 

 

*

13. Животных

 

*

 

*

 

 

 

*

 

 

14. Транспорта

 

 

*

 

 

 

 

*

 

 

15. Стихийных бедствий

*

 

 

 

*

 

 

*

 

*

16. Высоты

 

 

*

 

*

 

 

 

*

*

17.Глубины

 

 

 

 

*

 

 

 

*

*

18. Маленьких тесных помещений

 

 

 

 

*

*

 

*

 

 

19. Воды

 

*

 

 

 

 

*

*

 

 

20. Огня

*

 

 

 

 

*

*

 

 

*

21. Пожара

 

*

 

 

*

 

*

 

 

 

22. Войны

 

 

*

 

 

 

 

 

*

 

23.Больших помещений, улиц

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

24. Врачей

*

 

 

*

 

*

 

 

*

 

25. Уколов

*

 

*

 

 

*

 

 

*

*

26. Боли

 

 

 

 

*

 

 

*

*

 

27. Резких громких звуков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звездочкой (*) отмечены страхи, которые, обычно испытывают дети соответствующего возраста.

Написать комментарий

Найти
Цитаты
  • "Наша жизнь - это результат выборов, которые мы совершаем".