Арттерапия для детей
Арттерапия — это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
Арттерапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арттерапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и психотерапевтами.
Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно – творческой деятельности, выведении переживаний во внешнюю форму через продукт художественной деятельности.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерного для арттерапии.
- Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
- Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
Если говорить о классической арттерапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка. В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:
изотерапию – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, декоративно – прикладным искусством и др.);
библиотерапию – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции (чтение сказок);
иммаготерапию – театрализация психотерапевтического процесса (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
музыкотерапию – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях (лечебное воздействие через восприятие музыки);
вокалотерапию - лечение пением;
кинезитерапию - танцетерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями);
песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе);
фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе;
игровая терапия - лечение через игру;
сказкотерапия – воздействие с помощью сказки.
Существуют и другие виды арттерапии такие, как: флоротерапия, ипотерапия, акватерапия, маскотерапия, оригами, драматерапия, цветотерапия, видеотерапия, и др.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений. Она применяется почти всеми направлениями психотерапии. Нашла она также достаточно широкое применение в педагогике, социальной работе и даже бизнесе. Арттерапия любому человеку дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Арттерапия выполняет следующие функции: воспитательную, коррекционную, психотерапевтическую, диагностическую и развивающую.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно – психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния);
- коммуникативно – рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросредах.
Различные варианты арттерапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Можно сказать, что во время сеансов арттерапии пациенты получают важное послание от собственного подсознания. Данная методика относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний. Важно, что любой человек даже самостоятельно, без помощи специалиста, может заниматься арттерапией. Это помогает расслабиться и снять напряжение.
С помощью арттерапии возможно достижение следующих целей:
1. дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
2. облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания;
3. получить материал для интерпретации и диагностических заключений;
4.проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
5. наладить отношения между психологом и ребенком;
6. развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.
Применение арттерапии.
Техники арттерапии применяются при достаточно широком спектре проблем. Это могут быть психологические травмы, потери, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты, постстрессовые, невротические и психосоматические расстройства, экзистенциальные и возрастные кризисы. Арттерапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.
Нужно отметить высокую эффективность арттерапии как при работе со взрослыми, так и при работе с подростками и детьми.
По своей природе эта методика радикальна. Она позволяет раскрыть внутренние силы человека. Арттерапия способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей, при групповой работе она развивает в человеке важные социальные навыки. Занятие арттерапией дает человеку возможность укрепить свою память, развить внимание, мышление и навыки принятия решений.
Арттерапия применяется в индивидуальной и групповой психотерапии, в различных тренингах. Она также может служить дополнением к другим методам и направлениям психотерапии, системам оздоровления, образования и воспитания. Важно, что для занятий арттерапией не требуется специальной подготовки.
Возможности арттерапии и польза арттерапии.
Можно сказать, что арттерапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических проблем.
В арттерапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
- Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием.
- Арттерапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.
- Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.
- Арттерапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты.
- Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арттерапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества.
- Арттерапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);
- регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
- коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Формы организации индивидуальная и групповая. Каждая из этих форм может быть представлена в 3-х видах: рецептивная – пассивная, активная – активное участие ребенка, интегративная – сочетание рецептивной и активной.
В детском возрасте эффективно применение рисуночной терапии, куклотерапии, игровой терапии, сказкотерапии, сочинение историй.
комментарии
RSS лента комментариев этой записи